Приветствую Вас Гость | RSS
Пятница
19.04.2024, 07:34
Литературно-творческий клуб "Пегасик"
Главная Каталог файлов Регистрация Вход
Меню

Категории раздела
Статьи [1]
Презентации [0]
Методические разработки [0]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 164

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » Из опыта работы » Статьи

Работа с одарёнными детьми через школьный литературно-творческий клуб «Пегасик»
[ Скачать с сервера (9.99 Mb) ] 01.12.2009, 18:07
         К сожалению, сегодня наблюдается падение интереса учащихся к литературе, а сокращение часов на её изучение и отмена обязательного выпускного экзамена по литературе в форме сочинения привели к тому, что выпускники зачастую не только неспособны к самостоятельной творческой деятельности, но и не обладают в достаточной степени сформированной коммуникативной компетенцией, что затрудняет их социализацию. Это и побудило меня заняться исследованием проблемы с целью найти выход из создавшейся ситуации.
       Изучение опыта передовых учителей и современных технологий обучения помогло наметить пути разрешения проблемы. За основу я взяла концепцию личностно-ориентированного образования Л.М.Фридмана. Главной задачей школы он считает «воспитание каждого ученика высоконравственной, культурной, воспитанной, творчески активной и социально зрелой личностью с максимально возможно развитыми личностными способностями, определившейся в своих целях и смысле жизни».
        Эффективность развития творческих черт личности учащегося повышается, если использовать ресурс не только урочной, но и внеурочной деятельности. Большие возможности для совершенствования творческого потенциала личности учащегося предоставляет литературно-творческая деятельность вне уроков литературы. Необходима целая система мероприятий, направленная на развитие ученика, реализацию его потенциальных возможностей. Поэтому было решено создать в школе литературно-творческий клуб «Пегасик». Создание клуба по интересам отвечает поставленной цели – воспитанию творчески активной личности, способной не только потреблять, но и создавать материальные и культурные ценности. Известно, что клубная деятельность способствует успешной социализации и личностному развитию ребёнка, поскольку ориентирует детей на гуманистические ценности, развивает толерантность к различным мнениям, формирует активность, гражданскую позицию, социальные и нравственные убеждения, развивает креативность как способность к нестандартному мышлению. Очень важно для учащихся существование неформального круга общения, создание микрокультуры, атмосферы сотрудничества и психологического комфорта. Главная цель клуба – поддержка и развитие юных талантов.
        Начиная работу в клубе, я ознакомилась с различными системами развивающего обучения, работами по психологии детского творчества, опытом работы в этом плане передовых учителей. Опираясь на их идеи, я попыталась создать свою систему занятий с одарёнными детьми, разработать программу деятельности клуба, рассчитанную на 5 лет. Наряду с уроками литературы и уроками развития речи, обязательными для всех учащихся, большую роль в работе с одарёнными детьми играют олимпиады, творческие конкурсы, публикации в СМИ, клубная и индивидуальная работа, создание ученического портфолио работ и достижений. Ведущими методами работы с детьми являются метод сотрудничества, метод свободного выбора, метод коллективного анализа и оценки, метод самоанализа и самооценки.
           Десятилетний опыт работы по данной проблеме дал свои результаты, поэтому сегодня можно говорить об эффективности применённой мной системы. Остановлюсь подробнее на работе клуба. Конечно, творчество не терпит стереотипов, схематизма, и поэтому, планируя работу клуба, я стараюсь разнообразить занятия, использовать различные формы и виды деятельности, но, тем не менее, у меня сложилась определённая последовательность в проведении занятий. Многим воспитанникам клуба запомнились встречи с оренбургскими поэтами Ю. Орябинским, Г. Шиндяевым, Г.Хомутовым, с писателем Н.Ф.Корсуновым. Знакомы нам и местные новосергиевские поэты, с которыми мы не раз встречались на презентациях поэтических сборников. Особенную гордость испытали ребята, когда вышел сборник, на страницах которого нашли место стихи 24-х членов клуба «Пегасик». Дети ощутили признание и поддержку со стороны общественности, со стороны руководства района. Их нередко приглашают для участия в районных мероприятиях, на встречи с интересными людьми. Это очень важно для формирования у ребят положительной «Я»-концепции, помогает почувствовать себя личностью, которая может быть интересна другим людям. Отсюда появляется желание утвердиться в своей значимости, возрастает положительная мотивация для занятий литературным творчеством, для саморазвития.
       Нельзя не сказать и о таком направлении работы клуба, как участие в различных конкурсах. Интерес к теме, дух соревновательности, стремление сравнить себя с другими, проверить свои силы и получить признание побуждают ребят к участию не только в школьных и районных, но и в областных, Российских и даже международных творческих конкурсах. А первые успехи вызывают не только законную гордость собой, но и заставляют относиться к своему творчеству более критично и требовательно, вызывают потребность в следующий раз написать ещё лучше, интереснее.
       И, конечно же, ничто не может заменить живого общения со сверстниками-единомышленниками, которое царит на творческих фестивалях и праздниках, где довелось побывать некоторым из членов клуба. Да и само пребывание в священных для каждого русского человека местах (Москва, Пушкинские Горы) вдохновляет на дальнейшие занятия творчеством.
        Ещё один путь привлечения ребят к творчеству – это публикации на страницах газет и даже в различных сборниках, издаваемых не только у нас в районе, но и в области, и в Москве. Всё это: и встречи с настоящими поэтами, и публикации, и победы на фестивалях и конкурсах - повышает мотивацию, способствует формированию положительной Я-концепции, стимулирует творчество, свидетельствует о достижениях ученика и одновременно обеспечивает его успешное вхождение в социум.
        Все достижения ученика фиксируются в его портфолио, позволяющем увидеть картину значимых образовательных результатов. С помощью качественных и количественных показателей портфолио можно отследить индивидуальный прогресс ученика, продемонстрировать его способности практически применять полученные знания и умения. Портфолио ученика призвано сыграть большую роль в его самоопределении, в выборе будущей профессии, поэтому использование технологии портфолио в работе с одарёнными детьми чрезвычайно важно. Работа в этом направлении ведётся на протяжении нескольких лет и уже дала свои результаты. Две выпускницы, бывшие члены клуба, стали сами учителями литературы, две другие заканчивают учёбу на журфаке ОГУ и на филологическом факультете университета в Тольятти. Анализируя работу клуба, можно прийти к выводу, что эта форма работы с литературно одарёнными детьми оправдала себя. Об этом свидетельствуют достижения членов клуба, признание со стороны общественности и мнения самих ребят о пользе их пребывания в клубе.
Категория: Статьи | Добавил: defaultNick
Просмотров: 1736 | Загрузок: 132 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск

Друзья сайта
  • Сайт школы
  • Школьные газеты
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz